Развиваем логику у ребёнка правильно

Какой родитель не мечтает, чтобы его ребенок вырос умным и добился успеха в карьере и личной жизни? Но чтобы мечта стала реальностью, уже с ранних лет следует уделять особое внимание развитию интеллекта малыша.

Какой родитель не мечтает, чтобы его ребенок вырос умным и добился успеха в карьере и личной жизни? Но чтобы мечта стала реальностью, уже с ранних лет следует уделять особое внимание развитию интеллекта малыша. Думать, рассуждать, правильно выражать свои мысли – вот, что должен уметь подрастающий эрудит. Интеллектуальная познавательная деятельность, формализуемая через речь, развивается благодаря логике. Логика – это наука о законах и формах мышления, изучающая методы опосредованного достижения истины не с опорой на чувственный опыт, а благодаря накопленным знаниям. Иными словами, логика – это способ получения выводного знания.

Когда начать?

Развивать логику у детей необходимо как можно раньше. Хотя до 3-5 лет говорить о логическом мышлении у дошкольника еще рано, так как оно находится в стадии формирования, заниматься с малышом уже можно. К старшему дошкольному возрасту ребенок должен овладеть наглядно-образным мышлением, в младшем школьном возрасте – словесно-логическим и абстрактным. Недостаточно развитое логическое мышление станет ощутимым «ступором» в освоении школьной программы, особенно – в математике. Так с чего же начать занятия? Конечно, с игр, ведь именно игра – ведущий вид деятельности для детей, а также это способ познания мира и получения знаний.

Логические игры

Игры на развитие логики могут быть самыми разнообразными – от словесных до компьютерных. Например:

«Назови одним словом», где от малыша требуется обобщить предметы, изображенные на картинке или расположенные перед ним и подобрать слово, которое их объединяет;

«Третий (четвертый) лишний», игра, в которой ребенку необходимо не только классифицировать предметы по сходству или различию, но и обобщать по существенным признакам;

«Что сначала, что потом», основные задачи игры – развитие причинно-следственных связей, расширение лексического словаря ребенка, обучение составлению рассказа;

«Продолжи ряд» - игра, формирующая умение мысленно устанавливать связи между предметами;

«Что неправильно нарисовал художник» - игра, развивающая внимательность, умение логически размышлять и строить выводы.

«Данетки» - словесная игра на раз-витие логики для детей любого возраста. Правила ее просты: ведущий должен загать слово, а игрок – разгадать его, задавая лишь такие вопросы относительно предмета, на которые ведущий может ответить односложно: или «да», или «нет». Например, загадано слово «мыло»:

— Этот предмет одушевленный?
— Нет.
— Его можно есть?
— Нет.
— Он есть в каждом доме?
— Да.
— На нем можно рисовать?
— Нет.

Подобные игры учат думать логически, обобщать и делать выводы. Для детей старшего дошкольного возраста полезны будут игры-головоломки, например:

  • «Лабиринты»;
  • «Подбери, чья тень»;
  • «Соедини по точкам».
  • ребусы и т.д.

Полезно организовывать дидактические игры, используя всевозможный раздаточный материал: кубики, цветные палочки, фигурки из бумаги и т.д., где ребенок может не только увидеть предметы, но и потрогать их: тактильные ощущения в немалой степени способствуют развитию логического мышления.

Обязательно стоит обзавестись таким дидактическим материалом как блоки Дьенеша. Они позволяют развивать комбинаторные, аналитические, логические способности детей, речь, формировать математические представления. В какие игры можно поиграть с дошкольником, используя цветные объемные геометрические блоки:

«Что изменилось?»: на столе в ряд выкладывается несколько блоков, ребенок должен внимательно посмотреть и запомнить порядок их расположения. Затем одну фигуру нужно убрать или переставить местами с соседней. Задача ребенка – указать, что изменилось.

«Третий лишний». Взрослый выкладывает на стол три фигуры, Две из них должны быть схожи по определенным признакам (цвет, форма, размер или иное), третья же – по этим признакам отличаться. Ребенок должен догадаться и объяснить, почему третья – лишняя.

«Продолжи цепочку». Выложив перед ребенком ряд фигур, нужно сделать это так, чтобы они чередовались либо по цвету, либо по форме. Продолжить цепочку должен сам игрок.

Весьма полезны для развития логики и математических представлений окажутся также и цветные счетные палочки Кюизенера, и игры Воскобовича. Даже компьютер можно использовать во благо. Существует множество полезных игр для развития мышления и логики для детей даже младшего дошкольного возраста: это математические сравнения и матрицы, геометрические переключения и игры с использованием букв, слогов и слов и т.д.

Упражнения для развития логики

Для старших дошкольников и младших школьников в качестве упражнений на развитие логического мышления можно предложить:

Анаграмы — необходимо напечатать слова, в которых перемешаны буквы, например: «тазак» («закат»), «кашол» («школа») и т.д.

Математические игры с числами или геометрическими фигурами. Например, перекладывание спичек, чтобы из одного числа (равенства, неравенства, фигуры и т.д.) получилось другое.

Составление предложений из набора слов и предлогов, например: «Сани, а, готовь, зимой, летом, телегу» или «осени, цыплят, по, считают» и др.

Составление маленьких слов из одного большого. Например: «электростанция» - рот, танец, цинк, рост и т.д.

Разнообразные числовые ряды.

Важно, чтобы задания соответствовали возрасту ребенка, давались в игровой форме и вызывали у маленького интеллектуала интерес.

В какую секцию отдать ребенка?

Сегодня модно, чтобы ребенок посещал уроки танцев, музыки, ходил на борьбу, увлекался хоккеем. Развитие таланта и физических качеств – неоспоримо, дело важное и полезное, однако развивать мышление и логику тоже стоит. Скорее всего, ребенка не придется даже возить далеко от дома. Как правило, развивающие логику кружки и секции существуют и в дошкольном учреждении или школе, куда ребенок ходит, либо находятся в шаговой доступности в различных учреждениях дополнительного образования. Это могут быть:

  • шахматы и шашки;
  • занимательная математика;
  • робототехника и т.д.

Всем детям от природы даны пытливый ум и любознательность. Важно развивать эти качества с самого раннего возраста, ведь от того, насколько развит интеллект ребенка, зависит его успешность в будущем.

Поделиться
Класснуть

Комментарии

Комментарии к материалу закрыты.